Меню Закрыть

Что такое «управленческий учёт» и «бюджетирование»?

Начинающего интересоваться управленческим учетом может сбить с толку множество понятий и терминов, используемых в  этой теме.

И, в первую очередь, различные «простые» словосочетания, такие, как, например, «управленческий учет и бюджетирование», «система управленческого учета и бюджетирования», «управленческий бухгалтерский учет» или «бухгалтерский управленческий учет».

Вроде бы, ничего сложного. Но объясните, есть ли между этими понятиями разница? Если да, то в чем она заключается? И вообще, может быть это одно и то же?

Чтобы не путаться, давайте быстро расставим все точки над «i». В статье «Связь и отличия управленческого учёта от бухгалтерского» мы определились, что результатом управленческого учета являются 3 отчета:

  • отчет и прибылях и убытках
  • отчет о движении денежных средств
  • управленческий баланс

которые еще называют «финансовыми бюджетами». Помимо финансовых бюджетов, в состав управленческой отчетности могут входить вспомогательные или, как их еще называют, «операционные» бюджеты.

Все бюджеты: и операционные, и финансовые — являются связанными между собой формами, поскольку итоговая информация из одного бюджета является информацией для другого. Иначе говоря, итоговая информация из операционных бюджетов является данными для статей финансовых бюджетов. Более того, в идеале все финансовые бюджеты должны строиться на информации из операционных бюджетов.
Например, из операционного бюджета «Налоговый план» мы берем следующие данные для финансового бюджета движения денежных средств:

  • наименование налога – для отнесения на конкретную статью бюджета,
  • дату (месяц) платежа,
  • сумму налога, подлежащую уплате.

Таким образом, можно сказать, что «система бюджетирования» – это совокупность отчетов (бюджетов).

И система бюджетирования, как мне представляется, является только ЧАСТЬЮ управленческого учета/системы управленческого учета.

Поэтому, когда говорят: «управленческий учет и бюджетирование» или «система управленческого учета и бюджетирования», надо понимать, что «бюджетирование» – это только составная часть управленческого учета, поскольку под бюджетированием понимается набор взаимосвязанных отчетов. Совокупность таких отчетов – это управленческая отчетность.

Понятие же «управленческого учета» и «системы управленческого учета» шире, поскольку, помимо бюджетирования, включает все остальное: план счетов, по которому ведется управленческий учет, политику управленческого учета, построенную на российских или международных стандартах бухгалтерского учета и т.д. (см. «Связь и отличия управленческого учёта от бухгалтерского» и «Как организовать управленческий учёт?»).

Хочу сказать пару слов об управленческой отчетности. Когда система бюджетирования несовершенна, состав управленческой отчетности зачастую четко не регламентирован. Это выливается в то, что под каждый новый запрос руководства финансовая служба разрабатывает новый отчет.

И, как правило, в пожарном порядке.  Такая ситуация далеко не редкость и говорит о том, что система бюджетирования в компании хромает. В идеале управленческая отчетность не должна быть перегружена и должна включать только 3 финансовых бюджета, которые, по необходимости, могут быть дополнены всего несколькими расшифровками, взятыми из операционных бюджетов.

Теперь про «управленческий бухгалтерский учет» или «бухгалтерский управленческий учет».

Эти два определения  — одно и то же.

Видимо, они родились, когда стало очевидно, что управленческий учет должен быть организован по принципам бухгалтерского учета, либо максимально быть к ним приближен.

В идеале, управленческий учет должен взять из бухгалтерского все самое лучшее. А это, в первую очередь, принцип двойной записи, т.е. когда одна и та же операция отражается по дебету одного счета и кредиту другого. Понятно, что реализовать этот принцип можно с применением плана счетов и альбома бухгалтерских проводок (типовых операций).

Поэтому компания берет план счетов бухгалтерского учета и «дорабатывает» его под цели своего управленческого учета. На практике эта доработка означает бОльшую, по сравнению с бухгалтерским учетом, детализацию (аналитику). Ну, плюс, еще для целей управленческого учета могут быть введены вспомогательные счета, которые в бухгалтерском учете не применяются.

Таким образом, «управленческий бухгалтерский учет» или  «бухгалтерский управленческий учет» — это организация управленческого учета на основании плана счетов с использованием принципа «двойной записи» для отражения операций.

Подробно об этом и многое другое Вы можете узнать на семинаре «Управленческий учёт: с чего начать?»Ближайшие даты и стоимостьПрограмма семинараОтзывы.

Как Вы считаете, влияет ли вид деятельности на управленческий учет?

Возврат к списку статей