Меню Закрыть

Связь и отличия управленческого учета от бухгалтерского

Результатом управленческого учета является управленческая отчетность, в состав которой, так же, как и в состав бухгалтерской отчетности, входят:

  1. отчет о прибылях и убытках
  2. отчет о движении денежных средств
  3. управленческий баланс

Отличие управленческой отчетности от бухгалтерской в том, что ее формат разрабатывается внутри каждой организации сотрудниками финансового отдела самостоятельно, а не «спускается» сверху Минфином или еще каким-нибудь контролирующим органом, как в случае с бухгалтерской отчетностью. Поэтому, в отличие от бухгалтерской, состав и формы управленческой отчетности не регламентированы.

При этом фактически каждая компания самостоятельно создает для управленческого учета «вспомогательные» отчеты и таблицы, которые, по своей сути, заменяют первичные документы, уже разработанные для бухгалтерского учета.Почему так происходит? Потому что, в отличие от бухгалтерских, созданные для управленческого учета «вспомогательные» отчеты и таблицы, имеют более простой и понятный для пользователей формат, не перегруженный лишней информацией.

Напомню, что пользователями управленческой отчетности являются собственники и топ-менеджеры компании, в то время как бухгалтерская отчетность предназначена  пользователям внешним: контрагентам, налоговым органам, банкам и прочим организациям.

Вышеперечисленные отчеты: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств — называют в управленческом учете «бюджетами», а если точнее, то эти три отчета называют «финансовыми бюджетами». Финансовые бюджеты составляются на основе «вспомогательных» бюджетов, которые еще называют «операционными». Примерами операционных бюджетов могут быть: бюджет продаж, бюджет закупок, бюджет налогов и т.д.

Не могу удержаться и не уйти немного в сторону. Интересно, что в Советском Союзе существовала система планирования (планов), которая, по признанию современных зарубежных авторов, являлась самой проработанной и методологически сильной.

Именно основываясь на советской системе планирования, многие зарубежные авторы «создали» впоследствии свои разработки, в которых они заменили слово «план» на слово «бюджет».

И, когда сейчас мы  говорим «система бюджетирования», мы, по сути, имеем ввиду «систему планирования», т.е. то, что уже давно было создано в нашей стране, описано, выверено, отработано на практике и т.д.

Возвращаемся к отличиям.

Отличие 1

Степень детализации данных и формат

, в котором эти данные предоставляются собственникам и топ-менеджерам компании.

Например, куда как понятнее выглядит в управленческом балансе строка «Здания и сооружения» со следующей детализацией

  1. офисное здание на ул. Минская
  2. склад в г. Пушкино
  3. склад в г. Орел

Понятно, что такую детализацию в бухгалтерском балансе мы не увидим.Это отличие управленческого учета от бухгалтерского могло бы быть единственным в том случае, если организация полностью «белая», т.е. ведет официальный учет всех своих операций, да еще к тому же все операции проходят по одному юридическому лицу. На практике есть еще отличия.

Отличие 2

Мы живем в условиях российской экономики и надо понимать, что не все свои операции компании проводят в бухгалтерском учете. А учесть их где-то надо.  В этом случае появляется второе отличие управленческого учета от бухгалтерского, которое заключается в том, что в данной ситуации именно в управленческом учете будут учитываться все 100% операций, в то время как через бухгалтерский может проходить только 30%.Из-за этой особенности нашей экономики в некоторых компаниях до сих пор, говоря «управленческий», понимают под этим «небелый» учет.

Сойдемся на том, что управленческий учет покрывает 100% операций организации.

Отличие 3

Как правило, компании имеют не одно направление бизнеса, а несколько, и еще плюс филиалы. И эти направления «обслуживаются» несколькими юридическими лицами.Здесь мы получаем еще одно отличие управленческого учета от бухгалтерского: управленческая отчетность представляет информацию в консолидированном виде в детализации по Центрам финансовой ответственности. Т.е. в управленческой отчетности учитываются операции по ВСЕМ юридическим лицам, объединяется информация обо всех активах бизнеса, обо всех направлениях бизнеса, а если у компании есть филиалы, то и о них тоже.Поскольку бухгалтерская отчетность составляется по отдельно взятому юридическому лицу, Главному бухгалтеру, чтобы дать собственнику полную картину, пришлось бы специально консолидировать данные по всем юридическим лицам.

Таким образом, в управленческой отчетности собственник видит 100% информации о финансовом состоянии своего бизнеса, и эта информация представлена консолидировано в удобном для понимая формате, с нужной детализацией.

Конечно, отличия управленческого учета от бухгалтерского не ограничиваются только вышеперечисленными. На практике есть еще: например, сроки составления и сдачи управленческой и бухгалтерской отчетности, порядок отражения операций и т.д. Но для понимая сути управленческого учета на данном этапе этого достаточно.Очень часто встречается словосочетание «управленческий учет и бюджетирование».

Далее предлагаю разобраться с этими понятиями.

Возврат к списку статей