Заказать постановку управленческого учёта
Оставить заявку Заказать звонок

Почему управленческий учёт трещит по швам? Роль генерального директора и собственника бизнеса при постановке управленческого учёта


Автор: Ольга Феклисова

2.1 Трещит по швам_муж с диким лицом.jpgСплошь и рядом встречается ситуация, когда в компании считается, что управленческий учет есть, но на самом деле управленческий учет состоит из разрозненных кусочков мозаики. И эти кусочки настолько плохо между собой связаны, что весь учет расползается по швам.

Такая ситуация тем более обидна, если генеральный директор или собственник бизнеса осознают, что управленческий учёт нужен, ставят перед финансистами задачу по постановке управленческого учёта и финансисты, в попытке с этой задачей справиться, постоянно что-то разрабатывают, предлагают, внедряют, но… Как проблемы были, так они и остаются. Возможно, есть небольшие улучшения, но комплексного изменения ситуации не наблюдается.

Почему так происходит? Почему управленческий учёт в компании либо вообще отсутствует, хотя руководство ставит задачу по его постановке, либо существует в зачаточном состоянии и никуда не развивается, либо развивается с колоссальным трудом и преодолением препятствий, а эффекта как не было, так и нет?

Как правило, это происходит, потому что генеральный директор или собственник бизнеса не считают должным участвовать в постановке управленческого учёта. Считают, что достаточно поставить задачу перед финансовым директором и проблема будет решена. Возможно, такой подход верен для крупных холдингов и больших компаний, где финансовый директор имеет авторитет, а, главное, полномочия и личную заинтересованность (бонус по результатам и т.п. мотивацию), аналогично авторитету, полномочиям и заинтересованности собственника.

Однако в компаниях малого и среднего бизнеса, даже если финансовый директор обладает авторитетом, полномочиями и мотивацией, без участия генерального директора или собственника бизнеса процесс постановки управленческого учёта, если и не обречен на полный провал, то уж точно обречен на сложное, длительное и не всегда, в итоге, результативное внедрение. А если финансового директора нет, а есть только финансовый менеджер?

Есть очень простой, работающий и универсальный рецепт, как избежать провала при постановке управленческого учёта. Как добиться, чтобы сотрудники компании не сопротивлялись новшествам, а поддерживали их или хотя бы спокойно воспринимали?

И вот этот рецепт:

Успешно построить управленческий учёт и внедрить все необходимые процедуры можно тогда, и только тогда, когда на то есть сильная воля руководства. РАЗ. И руководство лично поддерживает и анонсирует внедрение новых процедур, т.е. участвует в процессе, - ДВА.

Посыл на постановку управленческого учета должен ВСЕГДА исходить со стороны собственника бизнеса или генерального директора. Когда собственник лично заинтересован в том, чтобы система управления финансами была понятной и прозрачной именно ему в первую очередь. Когда он заинтересован, чтобы такая система была в принципе.

Если такого посыла нет – ничего не получится. Даже если финансовый директор понимает всю необходимость и важность управленческого учета для компании, но собственнику на это наплевать, его интересует только прибыль, выправить ситуацию бывает непросто. Порой даже невозможно. Всегда невозможно, если уж начистоту. Это первый вариант, который встречается.

Бывает другой вариант. Когда собственник, вроде, дает посыл на постановку УУ, но применяя авторитарный стиль управления, ставит нереальные сроки, не считает нужным вникать в суть процессов и только требует-требует-требует от финансового директора РАЗНЫХ результатов. При этом варианте тоже ничего не получится.

Третий вариант - когда посыл идет от собственника и он, хоть и ничего в финансах не понимает (здесь сильно утрирую, конечно), готов нанять грамотных специалистов и предоставить им все ресурсы: временные, трудовые, финансовые для решения тех задач, которые он сам для себя в части постановки управленческого учёта сформулировал.

Могу сказать, что в своей практике, еще будучи наемным сотрудником, я сталкивалась со всеми 3мя вариантами. Здесь я привела немного утрированное их описание и не утверждаю, что их всего 3. Но это наиболее часто встречающиеся ситуации.

По 3му варианту я отработала 4 года как наемный сотрудник и сейчас работаю с клиентами этой категории: когда человек, являясь собственником бизнеса, сильно замотивирован на наведение порядка в финансах. И поэтому утверждаю, что это самый эффективный, самый рабочий подход к постановке управленческого учёта.

Если посыл/задача по постановке управленческого учёта исходят от собственника, - это уже хорошо. Но для полного успеха постановки управленческого учёта необходима вторая составляющая, а именно: ЛИЧНОЕ участие собственника в процессе.

Что конкретно я имею в виду?

При постановке управленческого учёта приходится внедрять много новых процедур в компании. И поначалу их ОЧЕНЬ много. Чтобы эти процедуры прижились, надо проводить большую разъяснительную работу с персоналом.

Сделать это эффективнее собственника вряд ли кому-то под силу. Когда перед введением новой процедуры собственник инициирует собрание, на котором он, а не кто другой, рассказывает ключевым топ-менеджерам о предстоящих новшествах и объясняет, для чего они нужны, он тем самым вовлекает их в процесс, заручается пусть негласной, но поддержкой.

И топы, выйдя с собрания, уже несут своим подчиненным не негативную окраску новшеств, а вынуждены точно также проводить разъяснительную работу. Объясняя подчиненным, что и для чего будет внедрено, волей-неволей, сами того, может быть, не желая, они дают правильный посыл: новвоведениям быть. И рядовые сотрудники им уже не сопротивляются. И даже если какое-то недовольство есть, а оно есть всегда, оно, скорее всего, не превратится в открытый саботаж или итальянскую забастовку: когда все всё понимают, кивают, но… ничего не делают.

Вывод.

Инициатива от собственника, поддержка с его стороны всех идей финансистов в части управленческого учёта, разъяснительная работа, проводимая собственником совместно с финансистами, – важнейший фактор для успешного внедрения управленческого учёта.

P.S. Только что прочитала. Олег Тиньков - предприниматель, которого я очень уважаю, в своей новой книге "Как стать бизнесменом" как раз говорит о том, что в компаниях малого и среднего бизнеса вовлеченность собственника в бизнес должна составлять 100% в первый год, 90% - во второй, 80% - третий и т.д. Позволю себе полить воду на свою мельницу и скажу, что в случае с управленческим учетом с вовлеченностью должно происходить то же самое.

Подробно о роли генерального директора и собственника бизнеса при постановке управленческого учета Вы можете узнать на семинаре "Управленческий учёт: с чего начать?". Ближайшие даты и стоимость. Программа семинара. Отзывы.


Предыдущая статья
Следующая статья


Возврат к списку статей
Управленческий учёт: ассорти статей для чайников и практиков
 
Управленческий учёт для начинающих
Управленческий учёт для директора
Учёт и отраслевые решения
Управленческая отчётность
Как подготовиться и сдать ДипИФР?
Практические вопросы учёта
Заказать постановку управленческого учёта
Оставить заявку Заказать звонок