Заказать постановку управленческого учёта
Оставить заявку Заказать звонок

Связь и отличие управленческого учёта от бухгалтерского


Автор: Ольга Феклисова

konkurentam.jpg

Результатом управленческого учёта является управленческая отчётность, в состав которой, так же, как и в состав бухгалтерской отчётности, входят:

  • отчёт о прибылях и убытках
  • отчёт о движении денежных средств
  • управленческий баланс

Отличие управленческой отчётности от бухгалтерской в том, что её формат разрабатывается внутри каждой организации сотрудниками финансового отдела самостоятельно, а не «спускается» сверху Минфином или еще каким-нибудь контролирующим органом, как в случае с бухгалтерской отчётностью.

Поэтому, в отличие от бухгалтерской, состав и формы управленческой отчётности на предприятии не регламентированы. При этом фактически каждая компания самостоятельно создает для управленческого учёта «вспомогательные» отчёты и таблицы, которые, по своей сути, заменяют первичные документы, уже разработанные для бухгалтерского учёта.

Почему так происходит? Потому что, в отличие от бухгалтерских, созданные для управленческого учёта «вспомогательные» отчёты и таблицы, имеют более простой и понятный для пользователей формат, не перегруженный лишней информацией.

Напомню, что пользователями управленческой отчётности являются собственники и топ-менеджеры компании, в то время как бухгалтерская отчетность предназначена  пользователям внешним: контрагентам, налоговым органам, банкам и прочим организациям.

Вышеперечисленные отчёты: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств - называют в управленческом учёте «бюджетами», а если точнее, то эти три отчета называют «финансовыми бюджетами». Финансовые бюджеты составляются на основе «вспомогательных» бюджетов, которые еще называют «операционными». Примерами операционных бюджетов могут быть: бюджет продаж, бюджет закупок, бюджет налогов и т.д.

Не могу удержаться и не уйти немного в сторону. Интересно, что в Советском Союзе существовала система планирования (планов), которая, по признанию современных зарубежных авторов, являлась самой проработанной и методологически сильной.

Именно основываясь на советской системе планирования, многие зарубежные авторы «создали» впоследствии свои разработки, в которых они заменили слово «план» на слово «бюджет».

И, когда сейчас мы  говорим «система бюджетирования», мы, по сути, имеем ввиду «систему планирования», т.е. то, что уже давно было создано в нашей стране, описано и отработано на практике.

Возвращаемся к отличиям и взаимосвязи финансового (бухгалтерского) и управленческого учёта.

Отличие 1
Степень детализации данных и формат, в котором эти данные предоставляются собственникам и топ-менеджерам компании.

Например, куда как понятнее выглядит в управленческом балансе строка «Здания и сооружения» со следующей детализацией

  • офисное здание на ул. Минская
  • склад в г. Пушкино
  • склад в г. Орел

Понятно, что такую детализацию в бухгалтерском балансе мы не увидим.

Это отличие управленческого учёта от бухгалтерского могло бы быть единственным в том случае, если организация ведет учет всех своих операций и эти операции проходят по одному юридическому лицу. На практике есть еще отличия.

Отличие 2
В условиях российской экономики появляется второе отличие управленческого учёта от бухгалтерского, которое заключается в том, что именно в управленческом учёте учитываются все 100% операций.

Отличие 3
Как правило, компании имеют не одно направление бизнеса, а несколько, и еще плюс филиалы. И эти направления «обслуживаются» несколькими юридическими лицами.

Здесь мы получаем еще одно отличие управленческого учёта от бухгалтерского: управленческая отчетность представляет информацию в консолидированном виде в детализации по Центрам финансовой ответственности. Т.е. в управленческой отчётности учитываются операции по ВСЕМ юридическим лицам, объединяется информация обо всех активах бизнеса, обо всех направлениях бизнеса, а если у компании есть филиалы, то и о них тоже.

Поскольку бухгалтерская отчётность составляется по отдельно взятому юридическому лицу, Главному бухгалтеру, чтобы дать собственнику полную картину, пришлось бы специально консолидировать данные по всем юридическим лицам.

Таким образом, в управленческой отчётности собственник видит 100% информации о финансовом состоянии своего бизнеса, и эта информация представлена консолидировано в удобном для понимая формате, с нужной детализацией.

Конечно, отличия управленческого учёта от бухгалтерского не ограничиваются только вышеперечисленными. На практике есть еще: например, сроки составления и сдачи управленческой и бухгалтерской отчётности, порядок отражения операций и т.д. Но для понимая сути управленческого учёта на данном этапе этого достаточно.

Очень часто встречаются различные словосочетания:

  • «управленческий учёт и бюджетирование»
  • «система управленческого учёта и бюджетирования»
  • «управленческий бухгалтерский учёт»
  • «бухгалтерский управленческий учёт».

Предлагаю разобраться с этими понятиями.

Подробно об этом и многое другое Вы можете узнать на семинаре "Управленческий учёт: с чего начать?". Ближайшие даты и стоимость. Программа семинара. Отзывы.


Предыдущая статья
Следующая статья


Возврат к списку статей
Управленческий учёт: ассорти статей для чайников и практиков
 
Управленческий учёт для начинающих
Управленческий учёт для директора
Учёт и отраслевые решения
Управленческая отчётность
Как подготовиться и сдать ДипИФР?
Практические вопросы учёта
Заказать постановку управленческого учёта
Оставить заявку Заказать звонок