Заказать постановку управленческого учёта
Оставить заявку Заказать звонок

Планирование в управленческом учёте. Анализ план-факт


Автор: Ольга Феклисова

Денежный вихрь.jpgОчень часто мне задают вопрос: «А зачем нам вообще планировать»? Многие компании рассматривают составление планов как обузу и искренне не понимают, что им может дать планирование. Поэтому ниже коротко приведу аргументы за внедрение системы планирования.

Есть система учета, а есть система управления. Система учета позволяет контролировать бизнес по факту, т.е. когда событие уже произошло и повлиять на него никак нельзя.

Система управления базируется на анализе план-факт.

  • Процесс планирования позволяет спрогнозировать ситуацию и уже на этапе прогнозирования выявить ошибки и недостатки текущей работы. 
  • Неправильно рассматривать составление планов продаж/закупок, других операционных и финансовых бюджетов (доходов/расходов, движения денежных средств, управленческого баланса) как формальную процедуру заполнения табличек. Планирование нужно не просто ради факта получения какой-то цифры, а для выявления слабых сторон бизнеса и узких мест ежедневной работы.    
  • Практика показывает, что именно начав грамотно планировать, можно выявить различного рода нюансы, раскрутив которые можно оптимизировать бизнес-процессы, повысить эффективность работы, снизить затраты и т.д. Т.е. сама по себе плановая цифра неинтересна.

    Интересно, что за ней стоит, какая детализация, потому что так выявляются недостатки в работе, которые нужно и можно устранить.

    Например, причиной затоваривания на складе может быть не обязательно сдвиг сроков поставки контейнера, а элементарное отсутствие методики планирования (норматива) складских запасов на начало и конец периода.

    То, что у компании может не быть серьезных проколов с поставками, отгрузками и пр., не говорит о том, что на всех этих участках работа ведется с максимально высокой эффективностью, что все процессы отлажены и у бизнеса нет проблем. Это проблемы, которые в данный момент времени не видны и пока не тормозят текущую работу. Но, как правило, они имеют особенность вскрываться в самый неподходящий момент, когда времени на их оперативное решение уже нет.
  • Когда есть четкий и обоснованный план работы, становится понятно, куда двигаться, кто и что должен делать в плановом периоде, а главное, для чего и какой результат ожидается на выходе. Становится легко контролировать результат, которого хотим достичь. Бюджеты - операционные и финансовые - позволяют наладить полный управленческий цикл: от планирования до учета, контроля и анализа. В свою очередь, только полный замкнутый управленческий цикл позволяет эффективно управлять компанией и ее финансово-экономическим положением.
  • Вывод: система бюджетирования, финансового анализа и контроля должна быть построена таким образом, чтобы не только учитывать (контролировать по факту свершившиеся события), но и управлять ими, т.е. иметь возможность спрогнозировать ситуацию и повлиять на нее в текущем моменте времени. Контроль выполнения планов при работающей системе бюджетирования означает, что анализ отклонений проводится ежедневно, а, значит, компания может предотвратить неэффективные решения еще до того как они будут осуществлены. В этом есть суть планов.

    Еще проще аргументы «ЗА» планирование можно сформулировать так.

  • План – это прогноз, как из точки «А» попасть в точку "Б". Планируем, значит, определяем, чего хотим. Составляя планы, мы сами для себя определяем настоящее и «прорисовываем» контуры будущего и сразу видим «узкие» места, которые могут помешать достичь желаемого.    
  • Текущий контроль. Зная, куда идти, мы можем контролировать ситуацию в ежедневном режиме, не допуская отклонений от первоначально заданного плана, уже в моменте фиксировать причины отклонений, устранять негативные факторы, а, значит, управлять.    
  • Факт – это наш результат, точка «Б», конечная.      
  • Анализ план-факт. По итогам отчетного периода анализ план-факт позволяет определить отклонения и проанализировать причины, по которым эти отклонения произошли. Как правило, анализ план-факт выявляет «тонкие» места в работе, становится понятно, какие бизнес-процессы организованы неэффективно, где компания несет потери, где работа может быть улучшена и т.д. Соответственно, по результатам анализа план-факт, компания получает информацию для принятия управленческих решений. Не будет плана, не будет возможности такой анализ проводить.

Подробно об этом и многое другое Вы можете узнать на семинаре "Управленческий учёт: с чего начать?". Ближайшие даты и стоимость. Программа семинара. Отзывы.


Предыдущая статья
Следующая статья


Возврат к списку статей
Управленческий учёт: ассорти статей для чайников и практиков
 
Управленческий учёт для начинающих
Управленческий учёт для директора
Учёт и отраслевые решения
Управленческая отчётность
Как подготовиться и сдать ДипИФР?
Практические вопросы учёта
Заказать постановку управленческого учёта
Оставить заявку Заказать звонок